Domingo 4 de Cuaresma (B)


Чтение второй книги Паралипоменон. 2 Пар (2 Chr) 36, 14-16. 19-23

В те дни: Все начальствующие над священниками и над народом много грешили, подражая всем мерзостям язычников, и сквернили дом Господа, который Он освятил в Иерусалиме. И посылал к ним Господь, Бог отцов их, посланников Своих от раннего утра, потому что Он жалел Свой народ и Своё жилище. Но они издевались над посланными от Бога, и пренебрегали словами Его, и ругались над пророками Его, доколе не сошёл гнев Господа на народ Его, так что не было ему спасения. И сожгли дом Божий, и разрушили стену Иерусалима; и все чертоги его сожгли огнём, и все драгоценности его истребили. И переселил он оставшихся от меча в Вавилон; и были они рабами его и сыновей его, до воцарения царя Персидского, доколе, во исполнение слова Господня, сказанного устами Иеремии, земля не отпраздновала суббот своих. Во все дни запустения она субботствовала до исполнения семидесяти лет. А в первый год Кира, царя Персидского, во исполнение слова Господня, сказанного устами Иеремии, возбудил Господь дух Кира, царя Персидского, и он велел объявить по всему царству своему, словесно и письменно, и сказать: так говорит Кир, царь Персидский: все царства земли дал мне Господь, Бог небесный, и Он повелел мне построить Ему дом в Иерусалиме, что в Иудее. Кто есть из вас — из всего народа Его, да будет Господь, Бог его, с ним, и пусть он туда идёт.

Пс 137 Припев: Господу принадлежит слава на Сионе.

Чтение Послания святого Апостола Павла к Ефесянам. Еф 2, 4-10

Братья: Бог, богатый милостью, по Своей великой любви, которою возлюбил нас, и нас, мёртвых по преступлениям, оживотворил со Христом, — благодатью вы спасены, — и воскресил с Ним, и посадил на небесах во Христе Иисусе, дабы явить в грядущих веках преизобильное богатство благодати Своей в благости к нам во Христе Иисусе. Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился. Ибо мы — Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять.

+ Чтение святого Евангелия от Иоанна. Ин 3, 14-21

В то время: Иисус сказал Никодиму: Как Моисей вознёс змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную. Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную. Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасён был чрез Него. Верующий в Него не судится, а неверующий уже осуждён, потому что не уверовал во имя Единородного Сына Божия. Суд же состоит в том, что свет пришёл в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет; потому что дела их были злы. Ибо всякий, делающий злое, ненавидит свет и не идёт к свету, чтобы не обличились дела его, потому что они злы. А поступающий по правде идёт к свету, дабы явны были дела его, потому что они в Боге соделаны.

К свету через крест

Кажется, что первое чтение не имеет прямой связи с Евангелием. Хотя можно было бы понимать в таком смысле, что после бури наступит тишина. То есть, после наказания ссылки наступит примирение и можно будет вернуться домой. А если смотреть на сегодняшнее евангелие, то после ночи и темноты наступает свет: через крест (на котором должен быть вознесен Сын Человеческий, как и змий в пустыне) где различается уже свет воскресения.

На самом деле, свет это главный мотив четвертого воскресенья Великого поста (в цикле А читается отрывок от Иоанна о рожденном слепом). О свете говорит Иисус с Никодимом.

Нужно иметь в виду, что Никодим пришел к Иисусу «ночью» (ст. 2). Да, Никодим (хотя сейчас) является «ночным учеником», который избегает света. Он ученик, но «тайный из страха от Иудеев» (см. Ион 19, 38), то есть из тех, которые «из-за страха фарисеев не исповедовали, чтобы не быть отлученными от синагоги» (Ион 12, 42).

Здесь «ночь» означает, не какое-то время дня, но внутреннее состояние. Ночью человек скрывается, как делают те, кто плохо и подло поступает, чтобы никто не видел его плохие действия. Но темнота ночи служит также тем, кто хочет жить спокойно, кто боится и не хочет рисковать ради своей веры во Христа. Ночью живут также «хорошие люди», как Никодим, который испытывает симпатию к Иисусу и верит, что он от Бога («ибо таких чудес, какие Ты творишь, никто не может творить, если не будет с ним Бог» (Ион 3:2).

Поэтому ночь, о которой тут говорят, это состояние, в котором живут добрые люди, как Никодим, которые относятся к Иисусу хорошо, любят его как-то и восхищаются им, его чрезвычайными делами и которые верят, что он от Бога, и даже иногда приближаются к нему (но тайно, ночью). Однако, они не делают шаг истинной веры, потому что не готовы к ней (к Нему, Иисусу) свидетельствовать, следовать за ним. Ведь все это влечет за собой выйти на свет, выявиться, рисковать. Жить на свете означает взять на себя такой образ жизни, который усложняет ее, требует рисковать своим общественным положением (Быть в Синагоге, в том, что все принимают, думают, делают…), своим престижем , своей репутацией… Может быть, что принимать открыто Иисуса требует от нас от чего-то отказаться, и мы к этому не готовы.

Нужно иметь в виду, что «поступки по правде» (добрые дела), о которых Иисус говорит с Никодимом, и которые приводят нас к свету – это, прежде всего, исповедовать Иисуса как Мессию, и, следовательно, принимать его образ жизни. Но тогда, неизбежно, появляется в горизонте нашей жизни Крест Иисуса Христа. И так, как сегодняшнее евангелие говорит о кресте, смотря на боящегося, пугливого и ночного ученика (Никодима), означает и влечет за собой способность рисковать теми безопасностями (социальными, конвенциональными, даже и религиозными), свойственными «добрым людям», которые выбирают верить только для себя, тайно, ночью, без публичного исповедания, чтобы не мешать окружению, которое может смотреть на верующих враждебно, и даже угрожать ему. Одним словом, есть такие верующие, которые говорят, что принимают Христа, но отвергают его Крест.

Сегодняшнее евангелие спрашивает нас о качестве нашего исповедания веры, нашего свидетельства. Может быть, что и мы также ночные верующие, предпочитающие темноту больше чем свет, хотя наши поступки не страшны, и не развращены. Развращенность, о которой говорит Иисус это отказ от открытого исповедания и от свидетельства, то есть, отсутствие отваги, чтобы выйти на свет.

Ночь как искушение веры присутствовало всегда, во время Иисуса (вот Никодим) и потом, в разное время церкви и до сих пор. Также во времена официально очень религиозные, христианские, было трудно жить по настоящему, следуя за Христом, принимая Крест. Сама эпоха Иисуса была чрезвычайно религиозной, но принять Иисуса Христа и верить в Него удалось не всем; или в средневековье, когда все были официально христианами, но все равно для истинных учеников, как, например, для Св. Франциска Ассизского, выйти на свет и следовать за Христом влекло за собой отказ и преследования со стороны своих современников.

Мы, сегодня, испытываем тоже специфические трудности. Мы наверное, не переживаем гонения, угрожающие нашей жизни, но знаем, что не так давно так и было, и что и сегодня в разных странах мира есть христиане, которые рискуют своей жизнью просто из-за того, что они верующие во Христа.

Но в нашем мире, в нашем культурном контексте, говорить ясно, что ты христианин (католик), и что именно поэтому защищаешь определенные ценности в области жизни, брака, деторождения, прав человека и т.д. означает часто притягивать к себе оскорбление и отвержение.

Поэтому, и мы испытываем искушение жить нашу веру как Никодим, ночью, без света, только как внутренний подход, без всяких выражений, молча, когда наша христианская идентичность противоречит общепринятым мнениям. Но это именно вера без креста. Но на кресте висит Христос. Поэтому, христианская вера без креста – это вера без Христа.

Слово Божье приглашает нас сегодня на то, чтобы выйти на свет, чтобы открыто и без страха исповедывать нашу веру.

Не надо бояться, что на свету видны и наши слабости и грехи, потому что «Бог не послал Сына Своего, чтобы судить мир, но чтобы мир спасён был через Него». Да, сам Иисус Христос есть свет истины: «Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни» (Ион 8, 12). И человек сделан, чтобы жить во свете; и свет веры дает нам жизнь, нас исцеляет, и дает нам силу, чтобы делать добрые дела, сделаны в Боге (по Богу). Какие именно эти дела?

Крест, о котором говорит нам Иисус, и по которому мы идем к свету, это выражение огромной любви Бога Отца: «Так возлюбил Бог мир, что отдал Сына своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную», и, как говорит Павел сегодня, эта вечная жизнь не только дело будущего, но уже действует активно в настоящее время.

Но все это не означает, что спасение происходит как бы автоматически: это не «новая Эра», зависимая от движения звезд. Бог, который так возлюбил мир и дал нам Своего Сына, то есть, свое слово, это Бог, любящий диалог, который не принуждает нас, и не игнорирует нашу свободу. Он призывает Словом своим к тому, чтобы мы к нему приблизились, чтобы мы жили в свете, и занимались добрыми делами; а главное доброе дело это исповедовать Иисуса: «вот дело Божие, чтобы вы веровали в Того, Кого Он послал» (Ион 6, 29). Итак, доброе дело – это участвовать в Евхаристии каждое воскресенье, защищать без стыда христианские ценности, исповедовать без страха и с доверием наши грехи, свидетельствовать нашими действия о любви (и со словами, если можно и нужно) о нашей вере. А если мы так не делаем или не стараемся делать, то тогда не только остаемся в темноте, но и будем скрывать свет для других, которые, может быть, находятся в поисках его.

Наша скрытая вера (только для себя, ночью) может превратиться в полное отсутствие веры, света и надежды; то есть, если мы не свидетельствуем нашу веру во Христа, мы скроем (перестанем явить) «в грядущих веках преизобильное богатство благодати Своей в благости к нам во Христе Иисусе».

Часто говорят (говорим), что мы переживаем в наше время кризис веры. Но мы имеем это сокровище, это богатство. И мы люди нашего времени. То есть, верить можно. А может быть, что кризис касается нашего свидетельства, готовности самих верующих выйти на свет, рисковать и передавать другим этот свет спасающий. Может быть, что вера в кризисе потому, что многие христиане слишком похожи на Никодима, ночного верующего. Но Никодим не остался навсегда в ночной темноте; он, наконец сделал шаг в следование за Христом до Креста, и вышел на свет. И мы тоже можем, и Бог сегодня призывает нас, чтобы мы, преодолев все страхи, сделали доброе дело свидетельства веры (словами и делами), чтобы, оставив назад ночь, вышли и жили во свете.

Anuncios

Etiquetas: , , ,

Responder

Introduce tus datos o haz clic en un icono para iniciar sesión:

Logo de WordPress.com

Estás comentando usando tu cuenta de WordPress.com. Cerrar sesión /  Cambiar )

Google photo

Estás comentando usando tu cuenta de Google. Cerrar sesión /  Cambiar )

Imagen de Twitter

Estás comentando usando tu cuenta de Twitter. Cerrar sesión /  Cambiar )

Foto de Facebook

Estás comentando usando tu cuenta de Facebook. Cerrar sesión /  Cambiar )

Conectando a %s


A %d blogueros les gusta esto: