3 рядовое воскресенье С


Чтение книги Неемии (8, 2-4a. 5-6. 8-10)

В те дни: Принёс священник Ездра закон пред собрание мужчин и женщин, и всех, которые могли понимать, в первый день седьмого месяца; и читал из него на площади, которая пред Водяными воротами, от рассвета до полудня, пред мужчинами и женщинами и всеми, которые могли понимать; и уши всего народа были приклонены к книге закона. Книжник Ездра стоял на деревянном возвышении, которое для сего сделали. И открыл Ездра книгу пред глазами всего народа, потому что он стоял выше всего народа. И когда он открыл её, весь народ встал. И благословил Ездра Господа, Бога великого. И весь народ отвечал: «аминь, аминь», поднимая вверх руки свои, — и поклонялись и повергались пред Господом лицом до земли. И читали из книги, из закона Божия, внятно, и присоединяли толкование, и народ понимал прочитанное. Тогда Неемия, он же Тиршафа, и книжник Ездра, священник, и левиты, учившие народ, сказали всему народу: «день сей свят Господу, Богу вашему; не печальтесь и не плачьте», потому что весь народ плакал, слушая слова закона. И сказал им: пойдите, ешьте тучное, и пейте сладкое, и посылайте части тем, у кого ничего не приготовлено; потому что день сей свят Господу нашему. И не печальтесь, потому что радость пред Господом подкрепление для вас.

 

Пс 19 Боже, Ты имеешь глаголы вечной жизни.

 

Чтение первого Послания святого Апостола Павла к Коринфянам (12, 12-30)

Братья: Как тело одно, но имеет многие члены, и все члены одного тела, хотя их и много, составляют одно тело: так и Христос. Ибо все мы одним Духом крестились в одно тело, Иудеи или Еллины, рабы или свободные; и все напоены одним Духом. Тело же не из одного члена, но из многих. Если нога скажет: «я не принадлежу к телу, потому что я не рука», то неужели она потому не принадлежит к телу? И если ухо скажет: «я не принадлежу к телу, потому что я не глаз», то неужели оно потому не принадлежит к телу? Если всё тело глаз, то где слух? Если всё слух, то где обоняние? Но Бог расположил члены, каждый в составе тела, как Ему было угодно. А если бы все были бы один член, то где было бы тело? Но теперь членов много, а тело одно. Не может глаз сказать руке: «ты мне не надобна»; или также голова ногам: «вы мне не нужны». Напротив, члены тела, которые кажутся слабейшими, гораздо нужнее. И которые нам кажутся менее благородными в теле, о тех более прилагаем попечения. И неблагообразные наши более благовидно покрываются; а благообразные наши не имеют в том нужды. Но Бог соразмерил тело, внушив о менее совершенном большее попечение, дабы не было разделения в теле, а все члены одинаково заботились друг о друге. Посему, страдает ли один член, страдают с ним все члены; славится ли один член, с ним радуются все члены. И вы — тело Христово, а порознь — члены. И иных Бог поставил в Церкви, во-первых, Апостолами, во-вторых, пророками, в-третьих, учителями; далее, иным дал силы чудодейственные, также дары исцелений, вспоможения, управления, разные языки: все ли Апостолы? Все ли пророки? Все ли учители? Все ли чудотворцы? Все ли имеют дары исцелений? Все ли говорят языками? все ли истолкователи?

Слово Божие.

 

+ Чтение святого Евангелия от Луки (1, 1-4; 4, 14-21)

Как уже многие начали составлять повествования о совершенно известных между нами событиях, как передали нам то бывшие с самого начала очевидцами и служителями Слова; то рассудилось и мне, по тщательном исследовании всего сначала, по порядку описать тебе, достопочтенный Феофил, чтобы ты узнал твёрдое основание того учения, в котором был наставлен. В то время: Возвратился Иисус в силе духа в Галилею; и разнеслась молва о Нём по всей окрестной стране. Он учил в синагогах их, и от всех был прославляем. И пришёл в Назарет, где был воспитан, и вошёл, по обыкновению Своему, в день субботний в синагогу, и встал читать. Ему подали книгу пророка Исаии; и Он, раскрыв книгу, нашёл место, где было написано: «Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим, и послал Меня исцелять сокрушённых сердцем, проповедовать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу, проповедовать лето Господне благоприятное». И, закрыв книгу и отдав служителю, сел; и глаза всех в синагоге были устремлены на Него. И Он начал говорить им: ныне исполнилось писание сие, слышанное вами.

 

Ныне исполнилось писание сие, слышанное вами

Иисус – не просто ещё один из череды пророков, пусть даже величайший из всех, не только лишь учитель нравственности и благочестия, пусть даже превосходнейший, каких никогда не было. Не только пророк, потому что не ограничивает себя обновлением, укреплением и приданием насущной остроты обетованиям грядущего спасения; не только учитель, ведь Он не просто излагает какое-то возвышеннейшее религиозно-нравственное учение. Хоть и можно обнаружить в личности, учении и деяниях Иисусовых элементы, свойственные пророческому движению или раввинским наставлениям, Христос отличается как от одних, так и от других, ибо в Нём осуществляются и становятся истиной обетования, данные Богом Своему народу посредством пророков; а учение же Его не система идей и ценностей, но имеет воплощением Его Самого как личность.

Вот почему изъяснение, данное Иисусом прочитанному в назаретской синагоге отрывку из Исайи, ограничивается торжественным провозглашением того, что сие пророчество «исполняется ныне». Во Христе Царствие Божие становится явью, в лице Его Бог исполняет Своё слово и осуществляет спасение. Речь идёт не об обыкновенном, хронологическом «ныне» (хотя и о нём тоже): Христос провозглашает воцарение нового времени, в котором спасение и присутствие Божие уж более не предмет неясной надежды на будущее, но их можно вкусить в настоящем, более того, в первом лице. Помазанник Господень уже пришёл, мы можем с Ним встретиться; Благая Весть спасения, свободы, исцеления и благодати уже среди нас. Провозглашение сего «ныне» осуществляется в Назарете, где Он «был воспитан». Что означает, что не нужно более не только надеяться, но также и отправляться за тридевять земель, переселяться в экзотические страны в поисках учителей потаённых наук. В том времени и месте, в которых протекает жизнь каждого, в тех обстоятельствах, в которых каждый находится, в которых только может оказаться, возможно встретиться с человеком, кой есть Христос, долгожданный Мессия; уже сейчас мы можем услышать радостную весть, несущую изобилие, ощутить себя освобождёнными от всякой повинности, увидеть жизнь и мир новыми глазами, испытать благодать – безвозмездный дар Божий.

И всё же, нетрудно выставить серьёзные возражения против такого послания, могущего звучать излишне оптимистично. Как возвещать сие «ныне», весть благую, всем страждущим от болезней, несправедливости, нищеты, одним словом, зла в одном из своих почитай что бесконечных проявлений? Как могут они понять его? Что хотел сказать Христос в синагоге родного селения, а «ныне» говорит и нам?

Необходимо понять, что слова, произнесённые Иисусом в назаретской синагоге, суть начало Его служения, но не конец оного. Это не последняя строка, счастливый финал, каким обычно оканчиваются сказки, за которым падает занавес истории. Речь идёт скорее о завязке сюжета. Христос говорит: «Я уже пришёл, Я с вами, среди вас». Речь здесь о начале пути, пути человеческого, нашего с вами пути. Бог в Сыне Человеческом сделал Себя частью нашей истории, желая разделить с нами этот путь, чтобы Самому стать для нас путём, по которому мы могли бы пересечь именно этот, определённый мир, где существует боль, зло, несправедливость, страдания. Он пришёл не для того, чтобы показать нам, где срезать, дабы избежать нелицеприятных сторон жизни, а чтобы пройти через них вместе с нами, сопровождая нас, придавая смысл этой нелицеприятности, показывая, что несмотря ни на что, в жизни нашей есть смысл, что наш путь имеет цель: мы не «бредём не зная куда», но Иисус, разделяя наш путь и Сам становясь путём, ведёт нас к цели, к Отчему дому.

Христос принимает и делает своими тяготы наших странствий: «ныне» Он полагает начало тому, чтобы брать на себя наше бремя, наши страдания, наши грехи. Благодаря Его присутствию, уже «нынешнему», мы можем знать и ощущать, что даже в нищете мы богаты, что мы не рабы: ни греха, ни подмены истины условностями, ни предрассудков нашего окружения (говоря кратко, «закона», столькими способами норовящего сковать нас цепями) – но можем достигнуть свободы жить иначе, по иному закону, закону любви; можем ощутить, что, несмотря на зло в нас самих и в нашем обществе и нашем мире, благодать Божия (прощение и богосыновство) сильнее греха. Мы можем, подведём итог, испытать, что, хоть и есть по-прежнему и иго, и бремя, когда Христос рядом, иго оказывается благим, а бремя – лёгким (ср. Мф 11, 30).

(Перевод: Денис Малов)

Anuncios

Responder

Introduce tus datos o haz clic en un icono para iniciar sesión:

Logo de WordPress.com

Estás comentando usando tu cuenta de WordPress.com. Cerrar sesión /  Cambiar )

Google photo

Estás comentando usando tu cuenta de Google. Cerrar sesión /  Cambiar )

Imagen de Twitter

Estás comentando usando tu cuenta de Twitter. Cerrar sesión /  Cambiar )

Foto de Facebook

Estás comentando usando tu cuenta de Facebook. Cerrar sesión /  Cambiar )

Conectando a %s


A %d blogueros les gusta esto: