17 рядовое воскресенье (C)


Чтение книги Бытия 18, 20-32

В те дни: И сказал Господь: вопль Содомский и Гоморрский, велик он, и грех их, тяжёл он весьма. Сойду и посмотрю, точно ли они поступают так, каков вопль на них, восходящий ко Мне, или нет; узнаю. И обратились мужи оттуда, и пошли в Содом; Авраам же ещё стоял пред лицом Господа. И подошёл Авраам, и сказал: неужели Ты погубишь праведного с нечестивым? Может быть, есть в этом городе пятьдесят праведников? неужели Ты погубишь, и не пощадишь места сего ради пятидесяти праведников, если они находятся в нём? Не может быть, чтобы Ты поступил так, чтобы Ты погубил праведного с нечестивым, чтобы то же было с праведником, что с нечестивым; не может быть от Тебя! Судия всей земли поступит ли неправосудно? Господь сказал: если Я найду в городе Содоме пятьдесят праведников, то Я ради них пощажу всё место сие. Авраам сказал в ответ: вот, я решился говорить Владыке, я, прах и пепел: может быть, до пятидесяти праведников не достанет пяти, неужели за недостатком пяти Ты истребишь весь город? Он сказал: не истреблю, если найду там сорок пять. Авраам продолжал говорить с Ним, и сказал: может быть, найдётся там сорок? Он сказал: не сделаю того и ради сорока. И сказал Авраам: да не прогневается Владыка, что я буду говорить: может быть, найдётся там тридцать? Он сказал: не сделаю, если найдётся там тридцать. Авраам сказал: вот, я решился говорить Владыке: может быть, найдётся там двадцать? Он сказал: не истреблю ради двадцати. Авраам сказал: да не прогневается Владыка, что я скажу ещё однажды: может быть, найдётся там десять? Он сказал: не истреблю ради десяти.

ОТВЕТНЫЙ ПСАЛОМ Пс 138 Припев: В день, когда воззвал я, Бог меня услышал.

 Чтение Послания святого Апостола Павла к Колоссянам 2, 12-14

Братья: Быв погребены со Христом в крещении, в Нём вы и совоскресли верою в силу Бога, Который воскресил Его из мёртвых, и вас, которые были мертвы во грехах и в необрезании плоти вашей, оживил вместе с Ним, простив нам все грехи, истребив учением бывшее о нас рукописание, которое было против нас, и Он взял Его от среды и пригвоздил ко кресту.

 + Чтение святого Евангелия от Луки 11, 1-13

Случилось, что, когда Иисус в одном месте молился, и перестал, один из учеников Его сказал Ему: Господи! научи нас молиться, как и Иоанн научил учеников своих. Он сказал им: когда молитесь, говорите: Отче наш, сущий на небесах! да святится имя Твоё; да приидет Царствие Твоё; да будет воля Твоя и на земле, как на небе. Хлеб наш насущный подавай нам на каждый день; и прости нам грехи наши, ибо и мы прощаем всякому должнику нашему; и не введи нас в искушение. И сказал им: положим, что кто-нибудь из вас, имея друга, придёт к нему в полночь и скажет ему: «друг! дай мне взаймы три хлеба; ибо друг мой с дороги зашёл ко мне, и мне нечего предложить ему»; а тот изнутри скажет ему в ответ: «не беспокой меня, двери уже заперты, и дети мои со мною на постели; не могу встать и дать тебе». Если, говорю вам, он не встанет и не даст ему по дружбе с ним, то по неотступности его, встав, даст ему, сколько просит. И Я скажу вам: просите, и дано будет вам; ищите, и найдёте; стучите, и отворят вам. Ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят. Какой из вас отец, когда сын попросит у него хлеба, подаст ему камень? или когда попросит рыбы, подаст ему змею вместо рыбы? Или если попросит яйца, подаст ему скорпиона? Итак, если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец небесный даст Духа Святого просящим у Него.

 Учиться просить

На прошлой неделе мы поняли, что христианской деятельности должно предшествовать слушание Слова: молитва есть, прежде всего, слушание. Однако сегодня сие же самое Слово учит нас, что в молитве у нас есть право также и говорить, выражая наши желания, наши нужды, наши просьбы.

С большой живостью это освещает уже первое чтение. Прекрасный диалог Авраама с Богом указывает не только на то, что мы можем обратиться к Нему с нашими мольбами, но и на то, что Бог позволяет нам Себя побеспокоить, терпеливо нас слушая, даже когда наши просьбы обретают тон жалобы или упрёка. С другой стороны, в ходе беседы между патриархом и пришедшим посетить его странником ставится весомый вопрос, затрагивающий истинный образ Божий и наше с ним отношение. По первом прочтении возникает впечатление, будто Бог направляется наказать Содом и Гоморру по множеству грехов их. Это отвечает идее Бога-судии и карателя, всё ещё актуальной для многих людей, считающих, что-де есть беды, такие как землетрясения или наводнения, или иные естественные или вызванные человеком несчастья, что суть деяния Бога в наказание за людские грехи. Но на фоне такой идеи о Боге мстительном раздаётся глас Авраама, не могущего терпеть, чтобы праведники пали за грешников. Протест Авраама подхватывают и многие наши современники, используя его порой даже для нападок на существование Бога. В этих текстах, однако, нужно уметь читать между строк. Если пред настоятельными возражениями Авраама Бог терпеливо слушает и уступает, прощая целый город ради немногих находящихся в оном праведников, можно понять, что Бог направляется туда не разрушать, а спасать, и что праведность немногих есть причина спасения для многих. Это свободно творимое нами зло разрушает, это человек сам себя карает, отдаляя от Бога, источника блага и жизни. В Содоме не нашлось ни одного праведника: такова стала причина его разрушения. Помимо сего, в беседе Авраама с Богом нужно нам читать пророчество о Христе. Если никто не может считать себя полностью праведником пред Богом, то какова же тогда надежда на спасение? Иисус Христос – вот единственный праведник, ставший виновником спасения для всякого прибегающего к нему. Иисус Христос – вот найденный Богом повод предложить спасение каждому.

Такова, в сути своей, весть, сообщаемая нам св. Павлом в только что прочитанном нами Послании к Колоссянам: «Вас, которые были мертвы во грехах…, оживил вместе с Ним, простив нам все грехи». Итак, в заступнической молитве Авраама звучат не только человеческий протест пред несправедливостью, но и спасительная воля Божия, желающая не смерти грешника, но чтобы тот обратился и жил (ср. Иез 18, 23; Лк 15, 7).

Эта спасительная воля Божия перетекает также в волю к общению: Бог хочет установить с нами диалог, хочет говорить с нами и чтобы мы с ним говорили. Иисус Христос – живой пример молитвенного общения со Своим Отцом Богом. Конечно же, ученики, вдохновлённые таким примером, просили Его научить их молиться. Сегодня мы вновь умоляем о том же и получаем в ответ молитву «Отче наш». Мы сказали, что молитва, помимо слушания, включает ещё и прошение. Что́ мы можем и что́ нам пристало просить? В сегодняшнем Евангелии первым прошением возникает как раз просьба научить молиться. Нам нужно учиться молиться, а как следствие нам нужно учиться просить, ведь по-прежнему верно, что мы не знаем, о чём молиться, как должно (ср. Рим 8, 26).

В «Отче наш» Иисус вводит нас в Свою собственную молитву, ставя нас в отношение со Своим Отцом, увещевая нас таким образом молиться с полным сыновним доверием. Учение Христа после того, как Он научил нас молитве Отче наш, есть тому подтверждение: Бог заботливо слушает наши молитвы и готов даровать нам блага, так же как и родители дают своим детям то, что сим детям по-настоящему нужно. В согласии с молитвой Господней, мы учимся просить то, в чём мы на самом деле нуждаемся, наиважнейшее. Чтобы воссияла слава Божия, то есть, чтобы Бога, источник жизни и всякого блага, знали и любили все. Чтобы Царствие Его, Царствие любви и правды, принести нам которое и пришёл Христос, явилось среди нас, встреченное и принятое нами с радушием. Чтобы Его воля ко благу и спасению осуществлялась посредством нашей собственной воли. Иисус не забывает о том, что у нас есть материальные нужды, о которых также нужно нам просить, и не только для нас самих, но и для каждого. Эта просьба о хлебе насущном перекликается с иными словами: «Вы дайте им есть» (ср. Лк 9, 13). То есть, Иисус приглашает нас шире раскрыть сердце, чтобы и в этих самых основных материальных нуждах святилось Имя Его, приходило Царствие Его, была воля Его. Посему вместе с материальным хлебом мы просим и хлеб жизни, сущий Его Телом, получаемый нами в Евхаристии. Не забывает Христос в своём учении и о том, что мир, где мы живём, не идеален, но затронут множеством зла, многими страданиями по вине нашей неправедности и несправедливости. Он, праведник, в котором Бог прощает грешников, увещевает нас, таким образом, преодолеть зло на основании блага, обиды – через прощение, которое мы и сами уже получили в изобилии. И раз зло всё также устраивает нам травлю – и весьма многообразно, посредством стольких искушений! – Он увещевает нас встретить его лицом при помощи благодати. Молитва Авраамова за Содом даёт нам также понять, что когда мы молимся молитвой «Отче наш», мы молимся не только за себя и самых близких, но и становимся посредниками всего человечества пред Богом Всеотцом.

Иисус, учитель молитвы, учит нас, что́ мы должны просить, а также ка́к: с доверием, но ещё и с настойчивостью и неотступностью, не страшась побеспокоить Бога – как Авраам, и как тот докучливый друг в следующей за наставлением об «Отче наш» краткой притче.

Здесь можно, однако, выдвинуть возражение против такой доверительной и неотступной молитвы. Иногда у нас складывается впечатление, что, мол, Бог нас не слушает. И речь не о пустяках! Отчаянная мольба стольких людей о собственном здоровье и здоровье близких, о жизни, мире, справедливости… кажется, находит не отклик, а напротив, лишь тишину в ответ. И здесь тоже Иисус – наш наставник, уча нас теперь скорее примером, нежели словами. Ведь образец такой отчаянной молитвы – Он Сам в Масличном Саду, просящий, дабы миновала Его чаша страстей, добавляя всё же: «если бы Ты благоволил; впрочем, не моя воля, но твоя да будет» (Лк 22, 42). На первый взгляд, Бог не ответил на молитву Иисуса, коли Христос умер на кресте. Однако в действительности Отец ответил с избытком, сверх того, что можно было бы помыслить или вообразить (ср. Эф 3, 20), воскресив Его из мёртвых силою Духа. И каков бы ни был кажущийся исход нашей молитвы, мы можем быть уверены в том, что, если мы научимся у Христа молиться как следует, никакая молитва не пропадёт втуне, Отец Небесный всегда нас услышит и не преминет дать Духа Святого всякому просящему.

Денис Малов cmf

Responder

Introduce tus datos o haz clic en un icono para iniciar sesión:

Logo de WordPress.com

Estás comentando usando tu cuenta de WordPress.com. Cerrar sesión /  Cambiar )

Google photo

Estás comentando usando tu cuenta de Google. Cerrar sesión /  Cambiar )

Imagen de Twitter

Estás comentando usando tu cuenta de Twitter. Cerrar sesión /  Cambiar )

Foto de Facebook

Estás comentando usando tu cuenta de Facebook. Cerrar sesión /  Cambiar )

Conectando a %s


A %d blogueros les gusta esto: